Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

ноябрь 2017
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
   
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Маклыгин Александр Львович
Кафедра теории музыки и композиции - зав. кафедрой
Музыковед, педагог.

Сфера научных и педагогических интересов: техники композиции XX века, теоретические проблемы музыки народов Среднего Поволжья, импровизация, джаз, детская музыкальная педагогика, церковно-певческая практика и миссионерство.


Заведующий кафедрой теории музыки и композиции (с 2010 г.).

Профессор.

Доктор искусствоведения (2001).
Дисс.: «Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2001).

Заслуженный деятель искусств Республики  Татарстан (1994) и Марий Эл (2004).

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2010).
Дата рождения:
22.10.1954
Книги

О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения: метод. пособие. - Казань, 1990. 2 п.л.

Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. - М.:1994, 1997. 2 п.л.

Импровизируем на фортепиано. Вып.2: Фактурные рисунки. - М., 1999.
2 п.л.

Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма: монография. -  Казань, 2000. 19,5 п. л.

 
Статьи

Сонорно-колористическая тенденция в гармонии русских и советских композиторов // Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке. - М., 1983. 0,7 п.л.

Сонорика и проблема национально-фольклорных тенденций в музыке советских композиторов // Национальное и интернациональное в музыкальном искусстве. Материалы межреспубликанской научно-теоретической конференции. - Алма-Ата,1983. 0.2 п.л.

Сонорная музыка и национальная интонационность в свете критериев художественности // Критерий художественности в литературе и искусстве
(В свете содружества наук).-  Казань,1984. 0.4 п.л.

Сонорика в музыке советских композиторов / Деп. НИО Информкультура ГБЛ 02.12.82. №370. 2.9 п.л.

Очерк некоторых гармонических средств музыки ХХ века / Деп. НИО Информкультура ГБЛ 12.07.83. № 488.  4 п.л. (совместно с Я.Гиршманом, Н.Степановой, Я.Туркеничем).

Пентатоновые модальные принципы в музыке марийских композиторов // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). - Йошкар-Ола,1985. 0,2 п.л.

Сонорика в музыке советских композиторов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1986.

Пентатоновые модальные принципы в музыке марийских композиторов // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. - Йошкар-Ола,1988. 0.8 п.л.

Сонорика // Музыкальный энциклопедический словарь. -  М., 1990. 0,3 п.л.

Архитектурные аллюзии в графической репрезентации музыкальной формы  // Свет и звук в архитектуре. - Казань, 1990. 0,2 п.л.

Палантай и явления модальности в современной марийской музыке
// Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья. - Казань, 1990. 0,6 п.л.

Церковная музыка в аспекте становления пентатонового многоголосия  // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка. - Ростов-на-Дону, 1990. 0,2 п.л.

Теоретические взгляды Султана Габяши в контексте музыкальной науки его времени // Страницы истории татарской музыкальной культуры. -  Казань, 1991. 1 п.л.

«Я словно жемчуга ловец...» // Музыкальная академия. 1992. № 2.
0,5 п.л.

Фактурные формы сонорной музыки  //  Laudamus. -  М., 1992. 0,5 п.л.

Сонорика как проблема теоретического музыкознания // Фонизм, тембр, фактура. - Киев, 1992. 1 п.л.

Церковно-певческая практика в аспекте становления национальных музыкальных культур Среднего Поволжья  // Из истории духовной музыки. - Ростов-на-Дону, 1992. 1 п.л.

Владислав Куприянов: Эскиз художественной натуры // У сем. 1992. №2. 0.5 п.л. (на горномар. яз.).

Халык яше тамчан моннар бу // Казан утлары. 1992. №11. 0,5 п.л.
(на тат.яз.).

Сонорика в музыке и синестезия // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. - М., 1992. 0.2 п.л.

Роль Казани в становлении марийской музыкальной культуры // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. - Казань, 1993. 0.2 п.л.

Палантай и становление профессионального многоголосия в марийской музыке // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып.Х1. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. - Йошкар-Ола, 1994. 0.8 п.л.

О модальных свойствах пентатоники в песнях луговых мари // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. - Казань, 1995. 0.5 п.л.

Певческая практика горных мари конца 19 - начала 20 веков. // У сем. - Йошкар-Ола. 1995. № 4. 0.5 п.л. (на мар. яз.).

Джаз на фоне органа // «Казань».1996. № 5-6. 0.5 п.л.

Импровизация как путь практического постижения музыкальной формы.// Из педагогического опыта Казанской консерватории. Прошлое и настоящее. - Казань, 1996. 1 п.л.

Казань и марийская музыкальная культура // Марийская культура: состояние и перспективы.  - Казань, 1997. 0.3 п.л.

У истоков профессионализма // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы.  - Казань, 1999 - 1 п.л.

Губайдулина С.А. // Татарская энциклопедия, т.1. -  Казань, 2002.

Сонорика и кораническое пение // Юрий Николаевич Холопов и его школа. - М., 2002.

Пространство созидания // "Казань", 2004, № 6.

Сошедшие с экрана / "Казань", 2004, № 7.

Сонорика // Теория современной композиции: Учебное пособие для музыкальных вузов.  - М.: Музыка, 2005.

Музыка как способ существования // Из педагогического опыта Казанской консерватории. - Казань, 2005.

Лундстрем О.Л. // Татарская энциклопедия. Т.2. -  Казань, 2007.

 

О диссертационном совете Казанской консерватории // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. – 2008. – № 1 (2). – С. 107–110.

 

Детское музыкальное образование: на пути к свободному музицированию // Культура как духовный ресурс развития региона. – М., 2008. – C. 228–241.

 

О модальных чертах музыкальной формы у Мусоргского // От Ars nova к новой музыке: Вопросы теории музыки XIV–XX веков. – Казань, 2008. – С. 101–116.

 

Смоленский и «чувашские партитуры» // Ренессанс Поволжья: Конец XIX – начала ХХ вв. как период духовного возрождения народов. – Чебоксары, 2008. – С. 43–58.

 

Фортепианная импровизация в практическом курсе музыкальных форм // Ad musica: К 75-летию со дня рождения Ю.Н. Холопова: Статьи и воспоминания. – Москва, 2008. – С. 131–141.

 

Региональные музыкальные коммуникации в свете проблем профессионального образования // Музыкальное образование в Среднем Поволжье: XXI век: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 марта 2008 г.). – Казань – Йошкар-Ола, 2008. – С. 6–12.

 

Смоленский как музыкальный просветитель народов Среднего Поволжья // С. В. Смоленский и отечественная музыкальная культура: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 16 апреля 2008 г.). – Казань: КГК-КГУ, 2009. – С. 16–26.

 

Современное музыкальное образование в аспекте интегративности обучения  // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 5–8.

 

Шарифуллин Шамиль // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 228–233.

 

Трубин Борис // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 192–195.

 

Лундстрем Олег // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 123–125.

 

Блинов Лоренс // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 43–48.

 

Москва – Казань: творческое содружество // 50 лет Союзу композиторов России. – М.: «Композитор», 2010. – С. 140–146.

 

Разумное и действенное Мирсаида Яруллина // Музыкальная академия. – 2011. – №6. – С. 114–116.

 

Казанская консерватория – от Гуммерта к Жиганову: воплощение мечты // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 2 октября 2010 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 5–21.

 

Палантай: дух подвижничества и национального преображения // У колыбели профессиональной музыки: И.С.Палантаю – 125 лет. – Йошкар-Ола, 2011. – С. 136–140.

 

Духовное многоголосие и первые композиторские опыты в Среднем Поволжье // Культура – образование – время. – Казань, 2011. №1. – С. 16–19.

 

Импровизационность как принцип музыкального мышления С. Сайдашева // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 3 декабря 2010 г.). – Казань, 2011. – С. 16–22.

 

С. В. Смоленский – музыкальный миссионер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. – 2012. –Вып. 1. – С. 249-254.

 

Назиб Жиганов: становление музыкального лидера Татарии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2. – С. 32-36.

 

Духовное пение мари и чувашей: возвращение к древнерусскому опыту // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 27–28 октября 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 256–270.

 

Гармония как единство противоположностей // С гармонией по жизни: Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы (К юбилею Л.А. Федотовой). – Казань: КГК, 2012. – С. 3–6.

 

Смоленский как идеолог церковно-певческого миссионерства // Чтения памяти С.В. Смоленского. Хоровое искусство в XIX – XXI вв.: Тенденции и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 23–25 октября 2012 г.). – Казань, 2013. – С. 14–20.

 

София Губайдулина: звуковые «миксты» времени // Современная музыка как феномен культурного пространства: Губайдулинские чтения: Материалы научно-практической конференции, Казань, 22 мая 2013 года / Сост. Л.Р. Монасыпова, Р.Г. Усеинова, Н.А. Хайруллина; Науч. ред. Л.А. Федотова; Казан. гос. консерватория; Центр современной музыки С. Губайдулиной. – Казань, 2015. С. 6–10.

 

Александр Миргородский: нюансы к портрету // Александр Миргородский. Статьи. Воспоминания. Документы / Сост. В.А. Таганцева, И.Г. Григорьева; науч. ред. Л.А. Федотова; Казанская консерватория. Казань, 2015. С. 137–140.

 

Яков Моисеевич Гиршман – энергия созидания // Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве: Материалы Международной научной конференции (Казань, 25–26 сентября 2013 г.) / Казан. гос. консерватория; Ред.-сост. Л.В. Бражник, А.Л. Маклыгин, Л.А. Федотова. – Казань, 2015. – 176. – (К 100-летию со дня рождения Якова Моисеевича Гиршмана). – С. 7–16.

 

Жиганов как научный образ // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2015. № 2 (10). С. 11-20.

 

Маклыгин А.Л., Митюкова З. Partimento как вид импровизационной педагогической практики XVIII века // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2015. № 3 (11). С. 11-22.

 

Возвращаясь к музыкальной риторике: о начальном освоении музыкальной речи // 30 этюдов о музыке: Liber amicorum. Екатеринбург, 2015.

 

Музыка как предмет философского осмысления: о книге К.В. Зенкина «Музыка –Эйдос – Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке» // Электронный журнал Общества Теории Музыки. 2016, №2. С. 23-28.

 

Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» // Электронный журнал Общества Теории Музыки. 2016, №3.

 

Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» // Из истории школ Московской консерватории. Москва, 2016. С. 186-193.