Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

июль 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
    
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя
  • Памяти Учителя

Конкурсы

9 мая 2019 года ушел из жизни профессор Казанской консерватории, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Виктор Александрович Столов.
С 1964 по 2012 годы он преподавал в Казанской консерватории. В Казань молодой музыкант приехал сразу по окончании Московской консерватории по классу всемирно известного пианиста и выдающегося педагога Эмиля Григорьевича Гилельса. Виктор Александрович являлся ярким представителем его пианистической школы.
 
За годы работы в консерватории он сформировался как зрелый высококвалифицированный педагог, убежденный последователь лучших традиций отечественной пианистической школы. Его многочисленные ученики неоднократно становились лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов, а ныне успешно работают в творческих коллективах, учебных заведениях, филармониях Татарстана и России, а также за рубежом.
 
Виктором Александровичем было сыграно более 50 сольных программ. Обладая большими техническими возможностями, тонким чувством стиля, он проявил себя как яркий пианист лирико-драматического плана. Музыкант выступал с симфоническими оркестрами Воронежской, Омской, Свердловской филармоний, а так же с Большим симфоническим оркестром СССР под управлением В. Федосеева.
В память об Учителе приводим выдержки из воспоминаний его учеников.
В.А.Столов - выпускник ДМШ с одноклассницами и преподавателем В.П.Хохловой (Воткинск, 1954 г.)
 
Ольга Майорова - выпускница класса В. А. Столова 1981 года. Профессор, заведующая кафедрой фортепиано Казанской консерватории, заслуженный работник культуры Республики Татарстан
 
 
Будучи прекрасным пианистом, воспитанным в традициях русской фортепианной школы в лице великого Эмиля Гилельса, Виктор Александрович Столов явился безусловным последователем своего Учителя, поборника реализма и жизненной правды» в искусстве.
Большую часть своей жизни Виктор Александрович отдал своим ученикам, разным по способностям и трудолюбию. В каждом из них он воспитывал прежде всего честное отношение к делу. Не приемля поверхностности, спешки, «халтуры» в занятиях, он требовал от учеников основательности.
Столов, как и Гилельс, не сторонник внешней аффектации. Его отношение к воспитанию у учеников образного мышления, воображения можно назвать глубинным и ненавязчивым. Виктор Александрович избегал конкретизации образных ассоциативных связей, предоставляя право каждому музыканту проявлять свободу фантазии. Его профессиональной, душевной, человеческой щедрости не было предела. Занимался он увлеченно, не замечая времени. О «безразмерности» столовских уроков всем издавна известно в стенах консерватории.
 
Посвящая большую часть времени ученикам, Столов постоянно занимался сам и готовил сольные или ансамблевые концертные программы, всегда был в хорошей пианистической форме. Если репертуар считать лицом исполнителя, отражением его натуры, его мировоззрения, Виктор Столов – пианист-романтик. Но романтик – не выразитель «бури и натиска», а романтик-мыслитель, романтик-созерцатель. Его пианизм призван, по словам Г. М. Когана, не «поражать», а «выражать».
 
Карьера Столова-пианиста со временем становилась своего рода частью педагогической деятельности профессора Столова. Он с удовольствием выходил на сцену музыкальных училищ, где работали его бывшие ученики, проводил консультации, мастер-классы, в общем, щедро делился своим многолетним опытом. Для его учеников эти творческие и методические встречи были бесценной возможностью обновить в памяти впечатления студенческих лет, проверить свой профессионализм, получить урок Музыки.
Многие ученики В. А. Столова продолжают путь своего учителя – преподают в музыкальных школах, колледжах, вузах. Они так же преданы искусству и ученикам, в работе используют те же методы и приемы (подчас не давая себе в этом отчет), а главное, сохраняют те же принципы, традиции, нравственные нормы, так же честно относятся к делу. Потому что так воспитаны…
 
Галия Мухамедова - выпускница класса В. А. Столова 1969 года. Профессор кафедры концертмейстерства Казанской консерватории, заслуженная артистка БАССР
 
Виктор Александрович, спасибо за Ваше терпение, за неустанный и кропотливый труд из урока в урок! В моей памяти навсегда остались уроки по сонатам Гайдна и Моцарта в первый год учебы. И, конечно, дорогой и любимый до-мажорный концерт Моцарта, пониманием которого Вы так щедро одарили меня. Это на всю жизнь!
На третьем курсе Вы дали мне играть Сонату-воспоминание Метнера. Эта соната тоже оставила в душе глубокий след. Работа над ней была огромной радостью, эмоциональным откровением.
А еще мне хочется вспомнить о прелестных вечерах, когда Вы приглашали нас, своих учеников, в Вашу комнатушку в консерваторском общежитии, чтобы мы вместе слушали редкие записи.
 
Разумеется, в первую очередь, это были пластинки Вашего великого учителя Эмиля Григорьевича Гилельса, столь почитаемого Вами. Это почитание великого музыканта и память о нем прочно живут в душах многих из нас. Равно как и ощущение некоторой, пусть весьма эфемерной, причастности к высокому миру гениального пианиста – художника Э. Г. Гилельса.
У Вас я впервые услышала вдохновенное и изысканное звучание сочинений Моцарта в исполнении прекрасных музыкантов Анни
Фишер и Дину Липатти. В те годы было весьма непросто найти такие записи, поэтому любая возможность послушать европейских музыкантов такого класса было событием. Вы делились с нами тем, что Вас взволновало, что было значительным художественным явлением. Это шире и глубже раскрывало перед нами мир прекрасного, стимулировало к усиленной работе и обогащало нас.
Спасибо, дорогой наш профессор!
 
 
Сольный концерт в Актовом зале консерватории (1975 г.)
 
Кирилл Егорычев - ученик В. А. Столова в ССМШ при КГК (2004–2010), Казанской консерватории (2010-2012)
 
Буду всю свою жизнь благодарен судьбе за то, что она в определенный момент привела меня к Виктору Александровичу… Этот момент был, есть и останется очень значимым для моего профессионального развития. Не хочется даже размышлять о том, как бы все складывалось без влияния этого человека, ведь невозможно было себе представить что-либо лучше встречи с Виктором Александровичем, и со временем я отчетливо это осознал.
Мало кто в настоящее время может совмещать в себе высокого профессионала и человека с не менее высокими личностными качествами. Строг, точен и требователен в своем классе, Виктор Александрович был отзывчив, добродушен и прост в общении вне класса. И при всей своей строгости, в редкие моменты негодования он выражал свои мысли не резко, деликатно – в силу своей интеллигентности.
 
 
Он уважал каждого, кто его окружал: и коллегу, и ученика, и любого другого, кто к нему обратится. Он переживал за каждого своего ученика, как за родного ему человека – ведь он воспитывал своих учеников разносторонне, отдавая этому много энергии, знаний, опыта и человеческой теплоты.
Виктор Александрович, благодаря своему огромному опыту, знал точно, над чем и как стоит работать с учеником, какие произведения включить в учебную программу, чтобы все это в совокупности способствовало развитию. Улавливая своим чутким взором и слухом недостатки или недочеты в игре ученика, он пытался их искоренить, используя для каждого «замкá» нужный «ключик».
 
Помню, как я любил самостоятельно вне основной программы разбирать сочинения различных авторов, многие из которых редко исполнялись великими крупными пианистами. Я приносил по одному из этих самых сочинений в выученном наизусть виде на урок к Виктору Александровичу. Он всегда шел навстречу, не отказывался проходить эти сочинения в классе и часто говаривал: «Сколько же на свете интересной музыки, а мы играем лишь десятую ее часть!» Любые технические трудности он мог «расшифровать», сделать доступными для моих рук и головы, одновременно не забывал и о художественной стороне сочинения.
 
 
Мало слов, которые можно подобрать для более полного выражения своей благодарности Виктору Александровичу за все то, что он сделал для меня в профессиональном плане (и не только для меня). Думаю, что лучшим средством ее выражения была бы сама игра на инструменте, игра в том ключе и том тоне, которые он задавал на своих уроках. Считаю своим долгом бережно нести эти традиции и этот опыт дальше, как это делал сам Виктор Александрович”.
 
 
Текст составлен на основе материалов книги “Виктор Столов: пианист и педагог” (2014 г.).