Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

июль 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
    
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты
  • Концерты

Конкурсы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

11.04.2019 Начало в 18:30
Государственный Большой концертный зал имени С.Сайдашева
Стоимость билета: от 200 до 1000 р.


Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации "Всероссийские филармонические сезоны"

                                                               

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Художественный руководитель и главный дирижер 

народный артист СССР Владислав Чернушенко

 

 

«Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно...»

Роберт Шуман

 

 

«Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение

Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории»

Гектор Берлиоз

 

 

«Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?... Только у нас мы встречаем такое мастерство...»

Владимир Стасов

 

«…Не только никогда не слышал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла – восьмое чудо света»

греческий дирижер Димитриос Митропулос

 

«Концерт Российского государственного хора показал образцы хорового искусства, стоящего на недосягаемой высоте»

Швейцарская пресса, 1928

 

 

 

 

Программа концерта:

I отделение

Д. С. Бортнянский – концерт для хора « Господи, силою Твоею возвеселится
Царь»
А. А. Архангельский – Господи, услыши молитву мою
Г. В. Свиридов – Любовь Святая
А. А. Архангельский – Блажен разумеваяй
П. Г. Чесноков – Да исправится молитва моя
Г. В. Свиридов – Слава и Аллилуйя (из цикла «Песнопения и молитвы»)
П. Г. Чесноков – С нами Бог

II отделение


Русские народные песни
"Пойду ль, выйду ль я" - обработка А. Гречанинова
"Дороженька" – обработка А. Свешникова
"В темном лесе" – обработка А. Пащенко
"Эй, ухнем" - обработка О. Коловского
Сюита из русских народных песен – обработка М. Климова:
- "То не ветер ветку клонит"
- "Ах, вы Сашки"
- "Лучинушка"
"Двенадцать разбойников" – обработка В. Булина
"Что мне жить и тужить" – обработка И. Полтавцева
"Коробейники" – обработка Ф. Козлова
"Веники" – обработка Ф. Рубцова

 

Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный, а в 1703 году принял участие в торжествах по случаю основания Петром I Санкт-Петербурга. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.

В разное время над совершенствованием профессионального мастерства главного хора России работали выдающиеся музыканты, композиторы и педагоги: М.И. Глинка, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, Д.С. Бортнянский, М.Ф. Полторацкий, А.Ф. Львов, А.С. Аренский, Г.Я. Ломакин, М.Г. Климов, П.А. Богданов, Г.А. Дмитревский и др. В настоящее время Капеллой руководит народный артист СССР Владислав Чернушенко.

Восторженные отзывы об искусстве Капеллы оставляли Р.Шуман, Ф.Лист, А.Адан, Г.Берлиоз, В.Стасов и многие другие.

За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. в составе хора появились мальчики. В 1738 году, по указу императрицы Анны Иоанновны, для нужд Придворного хора была открыта первая специальная школа в Глухове. Позже, по её же указу, было введено обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров.

 

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нём хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» и др.

 

С 1837 по 1861 год управляющим Придворной капеллой был Алексей Фёдорович Львов, автор музыки гимна «Боже, Царя храни!», скрипач с мировым именем, композитор, а также выдающийся инженер путей сообщения. Алексей Львов, генерал-майор, тайный советник, близкий к царской семье, стал великолепным организатором профессионального музыкального образования.

1 января 1837 года, по инициативе государя, капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трёх лет. Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы.

В 1850 году Львовым было организовано Концертное общество при Придворной капелле, сыгравшее огромную роль в музыкальном просвещении России. Местом деятельности Общества был концертный зал Капеллы, а исполнителями – её хор, состоявший из 70 певчих, и оркестр Императорской оперы.

 

В 1882 году, после основания первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкантского хора – завершилось формирование структуры Придворной певческой капеллы как одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Капелла имела в своем составе хор, симфонический оркестр, музыкальную школу, инструментальные классы, регентские классы и школу театральных искусств (Шляхетский корпус).

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утвержден Николай Андреевич Римский-Корсаков. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

После Октябрьской революции 1917 года регентские классы и Шляхетский корпус были аннулированы, а впоследствии из структуры Капеллы был выведен симфонический оркестр и школа (Хоровое училище). Хор продолжил активную концертную деятельность. В репертуаре хора произошли значительные перемены. Программы многочисленных выступлений Капеллы 1917–1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. Помимо этого, в репертуар хора были включены лучшие образцы мировой классики: Реквием Моцарта, «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, Девятая симфония и Месса Бетховена, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.

 

В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.

В 1920 году в хор Капеллы впервые была включена группа из 20 женских голосов, а в 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами выдающихся хормейстеров и педагогов – Михаила Климова и Палладия Богданова. В 1928 году Капелла под руководством Климова выезжает в большую гастрольную поездку по странам Западной Европы: Латвии, Германии, Швейцарии, Италии. Гастроли хора прошли с исключительным успехом.

 

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт, остальной состав Капеллы и её хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Под руководством главного дирижера Елизаветы Кудрявцевой Капелла дала 545 концертов в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов.

В 1943 году художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Дмитревский, один из крупнейших советских хормейстеров. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

 

Капелла заботливо хранит и восстанавливает «золотой фонд» своего классического репертуара. Силами Владислава Чернушенко и Певческой капеллы возвращен к жизни ценнейший пласт отечественной культуры – творения русской духовной музыки. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Архангельского, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Чеснокова, Березовского, Веделя. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII–ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. Важное место в репертуаре Капеллы занимают произведения современных композиторов.

На протяжении всей своей многовековой истории Певческая капелла была ансамблем, с равным мастерством исполнявшим как произведения для хора a cappella, так и большие ораториально-кантатные сочинения с сопровождением оркестра. Именно этот широкий диапазон определяет в наши дни творческое лицо Певческой капеллы. С воссозданием в 1991 году в Капелле симфонического оркестра, со сцены Капеллы стали регулярно звучать крупные вокально-симфонические произведения, такие как Реквием и Большая месса Моцарта, Magnificat и Месса си минор Баха, Девятая симфония и Месса до мажор Бетховена, Реквием Верди, кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа и многие другие произведения.

Работая над совершенствованием вокального мастерства хора, художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко придает большое значение режиссуре исполняемых произведений, композиционной законченности их сценического воплощения. Благодаря этому, каждый концертный номер превращается в ярчайшее по психологической глубине и образности выражения художественное полотно.

 

Певческая капелла ведёт активную концертную жизнь. Высокую оценку слушателей и прессы получили выступления хора во многих городах России, странах ближнего зарубежья, Германии, Франции, Ирландии, Испании, Греции, Словении, Сербии, Австрии, Корее, США. Восторженными откликами сопровождаются выступления хора на международных фестивалях. В ноябре 2001 года, по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Певческая капелла Санкт-Петербурга принимала участие в крупнейшей международной акции – благотворительном концерте «Святыни России», собравшем под сводами Большого театра лучшие творческие силы.

Зарубежные СМИ во время гастролей хора Капеллы неизменно публикуют рецензии в восторженных тонах, определяя его место среди лучших певческих ансамблей мира.

Певческая капелла Санкт-Петербурга, сохранившаяся в годы великих испытаний, утвердила славу русского певческого искусства. Капелла под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко на протяжении долгих лет является настоящим хранителем традиций русской музыки и величественным памятником русской культуры.

 

 

 

 

 

Народный артист СССР Владислав Александрович Чернушенко – один из крупнейших современных русских музыкантов. Его дирижерский талант проявляется многогранно и одинаково ярко в хоровом, оркестровом и оперном исполнительстве.

 

Владислав Чернушенко родился в 1936 году в Ленинграде. Музыкой начал заниматься в раннем детстве. Первую блокадную зиму пережил в осаждённом городе. В 1944 году, после двух лет эвакуации, Владислав Чернушенко поступил в Хоровое училище при Капелле. С 1953 года Владислав Чернушенко обучался на двух факультетах Ленинградской консерватории – дирижёрско-хоровом и теоретико-композиторском. Работал на Урале педагогом музыкального училища и дирижёром Государственной хоровой капеллы г. Магнитогорска.

В 1962 году создал Ленинградский камерный хор и 17 лет руководит этим любительским коллективом, получившим европейское признание.

В 1967 году окончил консерваторию, получив образование на факультете оперно-симфонического дирижирования, а в 1970 году – аспирантуру.

В эти же годы Владислав Александрович активно занимался педагогической деятельностью – в консерватории, Хоровом училище при Капелле, Музыкальном училище им. М.П. Мусоргского. Являлся дирижёром Симфонического оркестра Карельского радио и телевидения, выступал в качестве дирижёра симфонических и камерных концертов, поставил ряд спектаклей в Оперной студии при Ленинградской консерватории и в течение пяти лет работал в должности второго дирижёра Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр).

 

В 1974 году Владислав Чернушенко был назначен художественным руководителем и главным дирижёром старейшего музыкально-профессионального учреждения России – Ленинградской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки (бывшей Императорской Придворной певческой капеллы). В короткие сроки Владислав Чернушенко возрождает этот знаменитый русский певческий ансамбль, находившийся в глубоком творческом кризисе, вернув его в число лучших хоров мира.

 

Владиславу Чернушенко принадлежит главная заслуга в снятии запретов и возвращении русской духовной музыки в концертную жизнь России. В 1981 году Владиславом Александровичем был организован ставший традиционным фестиваль «Невские хоровые ассамблеи» с циклом исторических концертов и научно-практической конференцией «Пять веков русской хоровой музыки». А в 1982 году, после 54-летней паузы, в концертном зале Капеллы вновь прозвучало «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова.

 

Под руководством Владислава Чернушенко репертуар Капеллы вновь обретает традиционное для ведущего русского хора богатство и многообразие. В него вошли произведения крупных вокально-инструментальных форм – оратории, кантаты, мессы, оперы в концертном исполнении, сольные программы из сочинений западноевропейских и отечественных композиторов разных эпох и стилей, произведения современных русских композиторов. Особое место в репертуаре хора в последние два десятилетия занимает музыка Георгия Свиридова.

 

С 1979 по 2002 год Владислав Чернушенко являлся ректором Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории, объединив, таким образом, под своим началом деятельность двух старейших музыкальных учреждений России. За 23 года руководства консерваторией Владислав Чернушенко внёс огромный вклад в дело сохранения и развития лучших традиций петербургской музыкальной школы, в сбережение уникального творческого потенциала, каким является её профессорско-преподавательский состав.

 

Удостоенный высших национальных и ряда зарубежных премий и званий, Владислав Чернушенко является одним из лидеров современного музыкального искусства России. Его самобытный творческий облик, его выдающееся дирижёрское мастерство получили мировое признание. В репертуаре Владислава Чернушенко – симфонические и камерные концерты, оперы, литературно-музыкальные композиции, оратории, кантаты, программы для хора a cappella, драматические спектакли с участием хора и оркестра, и пр.

Владислав Чернушенко является инициатором и организатором многих музыкальных фестивалей в Санкт-Петербурге и за рубежом. Владислав Александрович прилагает все усилия для возрождения Капеллы Санкт-Петербурга, превращая её в один из крупных центров европейской музыкальной культуры.