Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

январь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

Министерство культуры Российской Федерации

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова

 

 

Году литературы в России

 

К 70-летию Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова

 

 

Всероссийская научно-практическая конференция «Классики татарской литературы в музыке устной и профессиональной традиции»

Казань, 24 Ноября 2015

Б.Красная, 38

Статья о конференции:

 

Литература и музыка в татарской культуре

В связи с 70-летием Казанской консерватории и Годом литературы в России в консерватории 24 ноября прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Классики татарской литературы в музыке профессиональной и устной традиции». За исключением выступлений гостей из Ижевска и Чебоксар все доклады, озвученные на конференции, были посвящены татарским писателям, поэтам и композиторам.

Данная тема (кстати, впервые затронутая в истории Казанской консерватории) довольно актуальна и в её исследовании можно выделить два направления. В той или иной степени они уже рассматривалось в татарском музыкознании, и, прежде всего, на примере творчества великих поэтов Г. Тукая и М. Джалиля. Казалось бы, что тема уже исчерпала себя. Однако, на мой взгляд, она будет рассматриваться периодически и с высоты меняющейся временной дистанции. Как известно, любая проблема вечна для познания. И какие бы толкования она ни получала, всегда остается возможность для выявления всё новых и новых особенностей, раскрывающих стороны, которые прежде ускользали от толкователей.

Первое направление, которое условно можно назвать музыка в литературе, включает такие проблемы как рассмотрение музыки в жизни и творчестве того или иного поэта и писателя, создание литературных произведений, посвященных памяти композитора, деятельность некоторых поэтов и писателей в качестве либреттистов музыкально-сценических произведений.

Второе направление обозначим как литература в музыке. Именно этой линии больше всего уделили внимание участники конференции. Объектом внимания докладчиков послужили сочинения композиторов, созданных на произведение того или иного поэта и писателя, а также сочинения, посвященные памяти наиболее выдающихся татарских поэтов и писателей.

К первому направлению можно отнести отдельные изречения известного ученого-просветителя, писателя, педагога Каюма Насыри (1895 – 1902). Его современники вспоминали, что в детстве он очень любил музыку и играл на нескольких инструментах (кубыз, курай). В 1880 г. он опубликовал книгу «Фәвакиһел-җөласә фил әдәбият” («Плоды для собеседников о литературе»), состоящую из 40 разделов. Современники называли её «энциклопедией жизни и быта людей». В ней содержатся высказывания писателя о роли фольклора. Кстати, К.Насыри был активным собирателем народного творчества, издателем текстов песен казанских татар. Он смело выступал в защиту музыки, приведя в указанной книге массу доказательств в её пользу. «Мудрецы утверждают, – писал он, – что хороший голос это – духовная пища... что он просветляет ум, усиливает мышление, облагораживает природу, милостивого возвеличивает, малодушного превращает в храбреца, скрягу делает щедрым».

Представляет интерес в этом плане и творчество классика татарской литературы, писателя, драматурга Гаяза Исхаки (1878 – 1954). В 1918 году ему пришлось эмигрировать в Турцию. Его имя долгое время было забыто и лишь в 90-е годы его творчество полностью опубликовано. От составителей и редакторов его изданий известно, что в творчестве писателя большое место занимали высказывания о музыке и её значении в жизни человека. Однако его творчество недоступно татарским музыковедам по причине незнания языка (тем более дореволюционного).

Тема «Музыка и Тукай» довольно широко реализовалась во всех перечисленных направления взаимодействия литературы и музыки. Исходя из содержания первого направления, стоит отметить музыкальный талант самого поэта. «Уже в медресе меня называли певцом», – вспоминал поэт.

Особенно значителен вклад Г. Тукая в татарскую музыкальную фольклористику. Одним из первых он начал записывать историю происхождения и бытования той или иной песни, подметил некоторые особенности пения казанских татар. Отдельные его высказывания по татарскому народному творчеству по сей день не потеряли своей актуальности. Более того, некоторые из них превратились в цитатную классику. Многие стихи поэта еще при жизни Г. Тукая распевались как в быту, так и на сцене и даже записывались на граммофонных пластинках. Поэтому с большим интересом на конференции был заслушан доклад профессора И.М. Газиева (Уфа) «Записи произведений Г. Тукая на граммофонных пластинках начала ХХ века», в котором он впервые представил песни на тексты Г. Тукая в исполнении певцов того времени, а также дополнив доклад собственным исполнением.

Очень любил музыку и известный поэт М. Джалиль. Вообще он был одарен довольно разносторонне: рисовал, играл на мандолине, освоил фортепиано, прекрасно пел. В своей книге «Муса Джалиль и татарская музыка» музыковед Ю. Исанбет приводит интересные воспоминания друзей юности Джалиля о великолепном знании поэтом народных песен, при этом не только татарских, но казахских и башкирских. Отдельная глава в указанной книге посвящена публицистической деятельности М. Джалиля. Среди его статей особенно выделяется «Татарская советская музыка и Ключарев» (1933), в которой он подводит итог развитию татарской музыки за 15 лет. Поскольку в те годы ещё не было музыковедов, занимающихся вопросами татарской музыки, то статьи поэта фактически восполнили этот пробел. «Особенно ценно, – пишет Ю. Исанбет, – что суждения и оценки Джалиля не утратили своего значения и сейчас: они привлекают не только как исторические документы, но и своей принципиальностью, четкостью авторской позиции».

Некоторые произведения литераторов посвящены памяти татарских композиторов. Композитор С. Сайдашев, столь любимый народом, превратился буквально в героя литературных произведений (повестей, романов, многочисленных стихотворений). Ему посвятили свои поэмы поэты Р. Файзуллин, Р. Харис. А в 100-летний юбилей Сайдашева появились даже музыкальные произведения, воспевающее его как композитора и человека. Речь идет о триптихе в трех частях «Превратившийся в песню» Р. Абязова на сл. Р. Хариса в трех частях: «Сайдаш», «Песней освещаю…», «Песня о песне» (для тенора, струнного оркестра и фортепиано) и о песне «Сәйдәш турында» композитора И. Байтиряка на стихи поэта А. Минкина.

Говоря о первом направлении, стоит отметить такую интересную особенность как деятельность некоторых поэтов в качестве либреттистов опер и балетов. На этом поприще особенно выделяются поэт М. Джалиль и современный поэт Р. Харис. Творческую деятельность Джалиля-либреттиста подробно раскрывает в своей работе музыковед Ю. Исанбет. Из многочисленных либретто, над которыми работал поэт, были закончены либретто для двух опер – «Ильдар» и «Алтынчәч». Работе над либретто последней Ю. Исанбет посвящает целую главу. Вначале этим сюжетом заинтересовался В. Виноградов, но покаким-то причинам отказался работать над оперой. Затем это либретто заинтересовало Б. Асафьева. В процессе работы М. Джалиль делал переводы татарского текста для Асафьева, знакомил его с татарским фольклором. В 1939 г. к созданию оперы на этот сюжет был привлечен Н.Жиганов. Автор подробно описывает совместную работу Джалиля и Жиганова над этой оперой.

О деятельности поэта Р.Хариса выступила преподаватель Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева Г.Н. Зиангирова с докладом «Ренат Харис и татарская музыка». Глубоко и проникновенно она сумела раскрыть огромный вклад поэта в области татарской музыки как либреттиста двух балетов («Повесть о Юсуфе» Л. Любовского, «Золотая Орда» Р. Ахияровой), двух опер («Любовь поэта» Р. Ахияровой, «Чёрная палата» Э. Низамова), мюзикла «Алтын казан». Достойно осветила докладчица деятельность поэта и как автора произведений, посвященных памяти известных композиторов, а также публицистических статей о татарской музыкальной культуре. Очень хочется надеяться, что Г.Н. Зиангирова реализует в дальнейшем свои начинания в серьезном научном исследовании.

В рамках первого направления на конференции прозвучали интересные доклады старшего научного сотрудника Музея А.Г. Егорова «Классики татарской литературы в творческом наследии Н.Жиганова» и преподавателя Казанского музыкального колледжа Г.Н. Мухтаровой «Литературное окружение Н.Г.Жиганова: к истории вопроса». На суд слушателей они представили новые, еще неизвестные материалы фондов Музея композитора Н. Жиганова, в том числе фотоиллюстрации, красноречиво показав нераскрытый исследовательский потенциал данной проблематики.

Второе направление (литература в музыке) в наибольшей степени представлено поэзией Г. Тукая и М. Джалиля, причем самыми разнообразными жанрами. В творчестве Г. Тукая композиторам особенно пришелся по душе образ Шурале. Только с этим названием были созданы балет Ф. Яруллина, оратория И. Якубова, фортепианные пьесы А. Ключарева и молодых композиторов Г. Тимербулатовой, З. Садыковой. Образ сказочного владыки леса был, по-видимому, близок и самому Г. Тукаю, ибо он часто подписывал свои сатирические статьи этим псевдонимом.

Широчайшую известность из всех произведений этого ряда получил балет Ф. Яруллина. Чем же определяется столь ошеломительный успех этого произведения ещё совсем юного композитора? На мой взгляд, он определяется в первую очередь яркостью, остротой драматургического развития, богатством мелодического дарования Ф. Яруллина, подлинной симфоничностью. Удачное решение, на мой взгляд, получила поэма «Шурале» в одноименной кантате И. Якубова, созданной в 80-е годы и редко, к сожалению, исполняемой. Она привлекает, прежде всего, красочным противопоставлением реальных и фантастических образов, характеризуемых в музыке наличием песенности и инструментальнности.

К 70-летию татарского поэта на сцене Татарского театра оперы и балета состоялись премьеры ещё двух произведений на сказочные сюжеты Г. Тукая. Речь идет о балетах «Су анасы» Э. Бакирова (1957, вторая ред. – 1971), «Кисекбаш» Р. Губайдуллина (1957), «Раушан» З. Хабибуллина (1960, во второй ред. «Заколдованный мальчик» – 1975) и т.д. Однако сценическая жизнь этих произведений была недолгой. Основные причины неудачного воплощения этих произведений Г. Тукая состоят в перегруженности либретто многочисленными новыми персонажами, в отсутствии стройной линии драматургического и симфонического развития, ярких мелодических характеристик, излишней калейдоскопичности музыки и т.д.

Данная линия отражения сказочных поэм Г.Тукая представлена и симфоническими произведениями в творчестве композиторов разных поколений. В своей поэме «Кырлай», приуроченную к 60-летию великого поэта (1946), Н.Жиганов, следуя традициям русских композиторов-кучкистов, положил начало развитию программности в татарской симфонической музыке, причем её картинно-иллюстративной линии. Этим композитор утвердил её содержательность и возможность воплощать определённые сюжеты, мысли, идеи. Именно эта поэма стимулировала развитие в произведениях последующих композиторов такие черты программной изобразительности, как картинно-повествовательная манера изложения, разнообразие тембровых красок, яркость гармонических сопоставлений и т.д.

Поэзия Г. Тукая отражена в разных жанрах и вокальной музыки татарских композиторов: песни романсы и монологи вокально-симфонические произведения. Каждый композитор находил в стихах Г. Тукая свой особый ключ, видел свои особенные черты – жизнерадостные, наивно-детские, сатирические, интимно-лирические, этически-философские.

К данному направлению вполне можно отнести произведения, посвященные памяти поэта. Данная линия берет свое начало ещё с дореволюционных времен. Речь идет о легендарном «Марше Тукая» первого татарского музыканта Загидуллы Яруллина. Через несколько десятилетий жизнь этого марша была увековечена композитором Н. Жигановым, благодаря сделанному им переложению для симфонического оркестра.

Начало 50-х годов ХХ века знаменуется появлением первого масштабного произведения, посвященного памяти Г. Тукая – симфонической поэмы М. Музафарова. Эта «память» очень ярко и наглядно выражена композитором двумя основными – резко контрастными по характеру – темами. Энергичная, целеустремленная, напористая главная тема, словно олицетворяющая бурный расцвет татарского ренессанса того времени, стремление татар к освоению европейской культуры и медленная побочная с оттенком щемящей грусти, напоминающая о тяжелом детстве поэта с интонированием известной сиротской песни «Анам кабере янында» («У могилы матери»).

Лишь через несколько десятилетий к этому же жанру в отражении данной темы обратилась композитор Р. Ахиярова. Её симфоническая поэма «Монлы сазым» («Мой нежный саз») была приурочена к 100-летию Г. Тукая (1986). В ней поэт показан не просто как исторический персонаж, а как великий певец своего народа, как символ, олицетворяющий его помыслы.

Для воплощения рассматриваемой темы композитор Б. Мулюков и поэт Х. Гарданов избрали совершенно иной жанр – многочастную ораторию «Тукай», также приуроченную к 100-летию поэта. Авторы стремились раскрыть в ней основные этапы жизни поэта на социально-бытовом фоне, внося в ораторию элементы театрализации средствами хора. Это – сутолока Казанского базара, бездушная атмосфера медресе (IV часть), величавость Петербурга, который Тукай посетил незадолго до смерти (VII часть), живописная картина озера Кабан (VIII часть) и т.д.

На рубеже 60-70 годов композитор Э. Бакиров попытался создать оперу под названием «Тукай». Однако это произведение не было поставлено. Лишь спустя почти полвека, специально к 120-летию Габдуллы Тукая, была создана опера композитором Р.Ахияровой на либретто Р.Хариса, по-настоящему отвечающая уровню высоких классических образцов данного жанра. Премьера оперы с названием «Любовь поэта» состоялась 18 ноября 2006 года. С докладом «Образ Тукая в татарской опере “Любовь поэта” Р.Ахияровой» выступила доцент Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова Т.А. Алмазова. В своем выступлении она осветила новаторский характер драматургии данного произведения, удачное отражение противоположных сил двумя контрастными музыкальными комплексами со своими ладоинтонационными, ритмическими, гармоническими, тембровыми особенностями.

Нынешний юбилей (125-летие) ознаменовался появлением нового произведения молодого композитора Э. Галимовой «Зәйтүнәкәй» (по пьесе Рабита Батуллы), в котором она вновь обращается к драматичной любви Г. Тукая и Зайтуны, но раскрывает её сквозь призму женского образа. Особенно импонирует то, что автор в отражении данной темы обратилась к забытому жанру музыкальной драмы, самостоятельность и жизнеспособность которой доказал ещё незабвенный Сайдашев. Поэтому хочется надеяться, что это начинание Э.Галимовой в возвращении столь любимого для татарского слушателя жанра, послужит примером для других композиторов.

Тема воплощения памяти Г. Тукая получила отражение и в менее масштабных произведениях. Здесь можно назвать Третий струнный квартет «Памяти Г. Тукая» Р.Калимуллина, удостоенный в 1987 году первой премии на международном конкурсе имени Вебера в Германии, а также песни Л. Батыр-Булгари на слова Ф. Гизатуллиной «Кушлавыч Тукай каеннары» и «Син, изге Кырлаем».

В различных жанрах творчества татарских композиторов была представлена и поэзия М.Джалиля. Наибольшее количество песен на его стихи были созданы в 30-е годы. К стихам поэта обращались его соратники по «Татарской оперной студии» – Л. Хамиди, М. Музафаров, З. Хабибуллин, Дж. Файзи, Н. Жиганов. Стремясь как-то активизировать песенное творчество молодых композиторов, М. Джалиль сам предлагал им свои тексты либо писал по заказу

В первые дни войны М. Джалиль и Ф. Яруллин создали яркую, запоминающуюся песню-мобилизацию, призывающую народ подняться на борьбу с врагом, под названием «В смертный бой». Для Ф. Яруллина – композитора и бойца – она стала последним сочинением. Уже 13 июля 1941 года песня была опубликована в газете «Красная Татария». После этого имя М. Джалиля, как известно, на несколько лет было предано забвению. Лишь в 1954 году – после обнаружения его двух «Моабитских тетрадей» и выяснения его героического – подвига имя Джалиля было возрождено. Самыми первыми (буквально в 1954) откликнулись на эти стихи С. Сайдашев и Р. Яхин. Смертельно больной С.Сайдашев познакомился с поэзией «Моабитских тетрадей» в больнице и его песня «Жырларым» («Песни мои») воспринимается не только как поэтическое завещание поэта, но и как «лебединая» песня самого композитора.

Поэзия Мусы Джалиля послужила основой создания произведений в крупных жанрах, например, вокально-симфоническая поэма для солиста, чтеца, хора и оркестра «Сандугач һәм чишмә» («Соловей и родник»; 1963) М. Яруллина; одноактные балеты А. Луппова – «Соловей и родник» (1974), «Джим» (1975).

Среди произведений, посвященных памяти М. Джалиля, в первую очередь необходимо назвать оперу Н. Жиганова «Джалиль», симфоническую поэму «Джалиль» А. Монасыпова, вокально-симфоническую поэму «Последняя ночь» Б. Луппова, вокально-симфоническую поэму «Памяти Джалиля» Р. Еникеева. Анализу последнего произведения был посвящен доклад «Мой стих, – итог пережитого…»: о поэме Р. Еникеева “Муса Җәлиль ядкаре” на сл. Х.Туфана» доцента Казанской консерватории А.Н. Хасановой. Примечательно, что докладчица на примере данного произведения сумела объективно раскрыть творческую личность Р. Еникеева с его «внутренними импульсами», которые скрыты за внешней деятельностью человека, избежав описательности, констатации сухих фактов и т.д.

Память о поэте-герое была запечатлена в татарской музыке и в многочисленных песнях. Например, песни «Муса» А. Фаттаха и С. Хакима; «Муса» С. Садыковой и Н. Даули; «Торыгыз, Мусалар» Дж. Файзи и С. Хакима; «Торыгыз, Мусалар» А. Монасыпова и С. Хакима; «Звезды Джалиля» Дж. Файзи и А. Салахутдинова; «Ил онытмас, сине» Р. Яхина и Р. Еникеева и др.

Устное профессиональное творчество (в рамках поставленной проблемы конференции) было представлено в глубоко научных докладах старшего научного сотрудника Центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Г.Ф. Юнусовой «Колыбельная Дж.Файзи – М.Джалиля и её фольклорные варианты» и ведущего консультанта Министерства культуры РТ А.Б. Софийской «Влияние османо-турецкой литературы на традиционное музыкально-поэтическое творчество татар-мусульман». Нельзя не признать, что данное направление разработано ещё недостаточно и ограничивается лишь отдельными публикациями. Поэтому очень хочется верить, что темы докладчиков перерастут в будущем в серьёзные научные исследования. Стоит подчеркнуть заинтересованность, увлеченность выступавших докладчиков.

В заключение хочется отметить огромную пользу проведенной конференции, которая выявила довольно большой потенциал малоизученных тем в области татарской музыки.

З.Н. Сайдашева,

доктор искусствоведения, профессор

 



Статья о конференции