Высокий контраст
Без изображений
Размер шрифта:
А А А

Календарь событий

май 2019
пн вт ср чт пт сб вс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  
  • - Концерты
  • - Конкурсы
  • - События

Видео

  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru
  • kazanconservatoire.ru

Конкурсы

                   Министерство культуры Российской Федерации

                    Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

            Общество теории музыки

 

 

 

 

Четвертый международный конгресс Общества теории музыки «Термины, понятия и категории в музыковедении»

Казань , 02-05 Октября 2019

Б. Красная, 38

Научная программа:

Научная программа

Четвертого международного конгресса Общества теории музыки

«ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ В МУЗЫКОВЕДЕНИИ»

 

2-5- октября 2019 года

 

  

2 октября

 

Пленарное заседание

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Пленарный доклад

Соколов Александр Сергеевич

К проблеме логических дефиниций понятия «музыкальная форма»

Пленарный доклад

Маклыгин Александр Львович

Становление национальных музыкальных культур в советский период: о терминологии и фразеологии

Пленарный доклад

Зенкин Константин Владимирович

Терминосистемные модуляции в музыкальной науке

Пленарный доклад

Барони Марио

(Baroni, Mario)

Концептуальные основы в исследованиях новейшей музыки

Conceptual construct in researches of the newest music

Пленарный доклад

Холопова Валентина Николаевна 

Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди

Пленарный доклад

Науменко Татьяна Ивановна

«Новый день застал нас неготовыми…»: научный термин в эпоху сближения культур

Пленарный доклад

Савенко Светлана Ильинична

Новейшая музыка и способы ее описания

Пленарный доклад

Сусидко Ирина Петровна

Терминологические обозначения жанров: историческая аутентичность и/или систематика

 

2 октября

 

Секция «Терминология в музыкальном образовании»

 

Краткое описание секции: учебный процесс вызывает повышенные требования к понятийно-терминологической четкости и ясности. Однако в настоящее время, как результат существования различных школ, существуют и разноречия в терминологии, которые нужно если не устранить полностью, то по крайней мере добиться взаимопонимания и ведения плодотворного научно-методического диалога.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Адищев Владимир Ильич

Музыкальное образование: базовые понятия (эволюция интерпретаций)

Устный доклад

Бойцова Наталия Валентиновна

Вокально-тематический сценарий как форма работы в курсе сольфеджио

Устный доклад

Джуманова Лола Рауфовна

Многозначность в аббревиатуре музыкальных терминов как отрицательный фактор процесса предпрофессионального обучения

Устный доклад

Изотова Евгения Александровна

Типология и терминология новой нотации в курсе современной музыки

Устный доклад

Журова Елена Борисовна

Категориальный аппарат теории музыкального содержания

Устный доклад

Карасева Марина Валериевна

Особенности использования музыковедческой терминологии в курсах сольфеджио и гармонии средних специальных музыкальных школ

Устный доклад

Лесовиченко Андрей Михайлович

Терминологическая специфика в современной русскоязычной музыкально-педагогической литературе

 

3 октября

 

Секция «Изучение лада, гармонии, фактуры»

 

Краткое описание секции: Как и изучение формы, данные направления музыковедения могут показаться "школьными", в которых уже все давно очевидно. Разоблачение данной иллюзии - задача секции, призванной поставить традиционные подходы в более широкий, современный контекст.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Двоскина Елена Марковна

Historia modulandi, или вариации на тему модуляции

Устный доклад

Захаров Юрий Константинович

Терминологические системы и понятие о функциях аккордов в классических советских и американских учебниках гармонии

Устный доклад

Лыжов Григорий Иванович

Лад как способ и тип пролонгации (по трудам Ю.Н. Холопова)

Устный доклад

Максимова Антонина Сергеевна

Консонанс в музыке ХХ века: две модальности его изучения

 

Устный доклад

Никитина Вера Николаевна

Неопубликованная книга Ю.Н. Тюлина: методологическое исследование «Ошибки теории музыки»

Устный доклад

Станишевский Ярослав Игоревич

О границах применения понятия родства в гармонии

Устный доклад

Титова Елена Викторовна

Терминосистема отечественной теории музыкальной фактуры

Устный доклад

Трембовельский Евгений Борисович

Полиопорность: определение понятия и мотивы его введения

Устный доклад

Шутко Даниил Владимирович

Тембровая гармония: определение

 

3 октября

 

Секция «Понятия и термины в междисциплинарном пространстве»

 

Краткое описание секции: будучи самостоятельной наукой, музыковедение существует в качестве части искусствоведения, гуманитарных наук и наук вообще. Его категориальный и понятийно-терминологический аппарат тесно связан и пересекается с эстетикой, философией, филологией. Выявить специфику трактовки понятий в различных науках и при этом сохранить общее основание – чрезвычайно важная задача, без которой невозможно развитие всей гуманитарной научной сферы.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Алкон Елена Мееровна

«Лад» и «mode»: взаимодействие и развитие междисциплинарных подходов в отечественной и зарубежной музыкальной науке

Устный доклад

Амрахова Анна Амраховна

Понятие предикативности в музыке, или о новых возможностях применения лингвистической терминологии в музыкознании

Устный доклад

Жабинский Константин Анатольевич

Музыковедение и гуманитарные науки: о терминологических заимствованиях и «параллелизмах»

Устный доклад

Колмогорова Наталия Владимировна

Метод диагностики и коррекции психологических травм и дисфункций с помощью музыки. Биографический подход как основа выбора произведения для музыкальной терапии

Устный доклад

Кърклисийски Томи Николов (Karklisiyski, Tomi Nikolov)

«Собор из слов»: о текстах Э. Станева, посвященных музыке

Устный доклад

Мальцева Анастасия Александровна

Музыкально-риторические фигуры в трактатах эпохи Барокко: вопросы терминологической преемственности и взаимовлияний

Устный доклад

Пылаева Лариса Дмитриевна

Терминологические соотношения музыкального, риторического и хореографического синтаксиса в сценических танцах французского барокко

Устный доклад

Скворцова Ирина Арнольдовна

Термин «иконография» в искусствознании и в применении к музыкальному искусству

Устный доклад

Сиднева Татьяна Борисовна

Категория границы и ее значение в методологическом инструментарии музыковедения, литературоведения и культурологии

Устный доклад

Старчеус Марина Сергеевна

Терминология в условиях междисциплинарного исследования (на примере музыкальной психологии)

 

3- 4 октября

 

Секция «Концептуальные основы в исследованиях новейшей музыки»

(Conceptual construct in researches of the newest musiс»)

 

Краткое описание секции: работа секции призвана активизировать, а во многом и подытожить поиски принципиально новых категорий, понятий и терминов, которые с необходимостью вызываются новизной новейшей музыки, ее материала, концепций времени и пространства. Без решения данной задачи исследование современной музыки неизбежно зайдет в тупик.

Шрёдер Гезине (Schröder, Gesine) (организатор секции)

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Барони Марио

(Baroni, Mario)

Концептуальные основы в исследованиях новейшей музыки

Conceptual construct in researches of the newest music

Устный доклад

Шрёдер Гезине

(Schröder, Gesine)

Женские мультимедийные перформансы. Проект исследовательской концепции недавних постановок Юлии Михаль и Ягоды Шмитки

Female multi-media performances. A research concept’s draft on Julia Mihály’s and Jagoda Szmytka’s recent productions

Устный доклад

Дауноравичене Гражина

Тенденции музыкальной топологии в литовской музыке 1970–2020 гг.: от свободного жанра до постжанра

Устный доклад

Комарницкая Ольга Виссарионовна

Параллельная драматургия в современном оперном искусстве второй половины XX века

Устный доклад

Окунева Екатерина Гурьевна

Концепция серии в серийной и сериальной музыке: этапы развития

Устный доклад

Иглицкая Анна Константиновна

«Гармониетембр» в музыке ХХ и ХХI века

Устный доклад

Пантелеева Юлия Николаевна

О современной композиторской терминолексике

Устный доклад

Петрусева Надежда Андреевна

Принципы пролиферации, множественности, «упорядоченный хаос» (Берио, Булез, Штокхаузен, Лигети, Делёз, Эко, народная музыка)

Устный доклад

Сниткова Ирина Ивановна

«Идеографическое письмо» современной партитуры

Устный доклад

Тарнопольский Владислав Владимирович

Между современной оперой и новым музыкальным театром: жанровые и терминологические различия

Устный доклад

Янакиев Иван Костадинов

(Yanakiev, Ivan Kostadinov)

Термины темперамент и интонация в контексте микротоновой музыки конца XX и XXI веков. Теория и практика

The Terms Temperament and Intonation in the Context of the Microtonal Music in the late 20th and 21st century. Theory and practice

Устный доклад

Шинкарева Майя Изъяславовна

Современная полифония как феномен: метаморфозы языка и язык описания

Устный доклад

Чирков Сергей Евгеньевич

Типология музыкального жеста Брайана Фернихоу

Устный доклад

Голиак Мануэль

(Gaulhiac, Manuel)

О перспективах исследования гармонии на основе многоканальной звукозаписи

Устный доклад

Агаронян Кристина Робертовна

Понятие экспериментальной музыки в США: от Кейджа до наших дней

Устный доклад

Маклыгина Анна Александровна

Композиционные установки Э. Вареза: проблемы терминологии

 

4 октября

Секция «Терминология в изучении формы»

 

Краткое описание секции: Изучение музыкальной формы, несмотря на кажущуюся ясность и исторически достигнутую четкость, также требует учета разных подходов. Так, именно различными углами зрения обусловлено несовпадение немецкой (точнее, немецко-русской) и французской терминологических традиций в определении форм и их частей. Нередко неточности возникают и как результат некритически усвоенных школьных штампов, что выхолащивает живую творческую мысль и требует постоянного соответствия метода - материалу.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Валькова Вера Борисовна

Понятие «микротематизм» в отечественном музыкознании

Устный доклад

Григорьева Галина Владимировна

Метафорическая терминология в отечественной методологии музыкального анализа

Устный доклад

Дулат-Алеев Вадим Робертович

Редукция пяти форм рондо или «Маркс 3.0» (к проблеме терминологической традиции в теории музыкальной формы)

Устный доклад

Касимова Анастасия Раифовна

Авторский анализ симфонических произведений Венсана д'Энди: к проблеме французской терминологии

Устный доклад

Касьян Сусанна

Понятие «цикличность» в русско-советском и французском музыковедении

Устный доклад

Лосева Ольга Владимировна

Ложная реприза. К истории термина и приема

Устный доклад

Пимурзин Павел Игоревич

Как назвать форму? К проблеме трактовки форм «малое рондо» и «форма с трио»

Устный доклад

Ровенко Елена Владимировна

Особенности музыкальной терминологии в трактате Венсана д'Энди «Cours de composition musicale»

Устный доклад

Рыжкова Наталья Павловна

Понятие «лейтмотив» и его синонимы в терминологической системе В. д'Энди

Устный доклад

Скурко Евгения Романовна

Теоретическая концепция тематизма и формы В.П. Бобровского и ее понятийный аппарат

Устный доклад

Чернова Татьяна Юрьевна

Эстетический контекст понятия музыкальной формы

Устный доклад

Шмакова Ольга Владимировна

Финальность в музыке: содержательный и структурный аспекты

 

4 октября

 

Секция  «Нарратив и нарративность в контексте науки о музыке»

 

Краткое описание секции: категория нарратива, вышедшая на заметное место в зарубежном музыкознании, станет предметом обсуждения с различных и во многом неожиданных позиций, объединивших тональность и сериализм дармштадтской школы. Тем самым трактовка данного феномена обретет еще большую универсальность.

Цареградская Татьяна Владимировна (организатор секции)

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Акопян Левон Оганесович

Диалектика серийной риторики и нарративности в шедеврах дармштадтской классики

Устный доклад

Стогний Ирина Самойловна

Тональность как нарратив

Устный доклад

Цареградская Татьяна Владимировна

Нарратив в музыке: о теории Байрона Алмена

Устный доклад

Шамилли Гюльтекин Байджановна

Нарративность и музыка: уровни пересечения и горизонты взаимодействия

 

4-5 октября

 

Секция «Понятия и термины в движении истории. Национальные традиции, жанры»

 

Краткое описание секции: задачи данной секции особенно широки: выявить логику развития понятийно-терминологического аппарата различных отраслей музыковедения в историческом процессе, в условиях многочисленных социально-мировоззренческих перемен и национальных традиций. Особенно дискуссионный материал предоставляет феномен жанра и его переосмысление в истории.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Дальмонте Россана

(Dalmonte, Rossana)

О термине «симфоническая поэма»

On the definition of Tone Poem / Symphonic Poem

Устный доклад

Деменеску Вероника Лаура

(Demenescu, Veronica Laura)

Европейское vs национальное в румынской музыке XX века

European vs National in 20th Century Romanian Music

Устный доклад

Добжанская Оксана Эдуардовна

Музыковедческая терминология как зеркало поисков национальной самобытности академического музыкального искусства Республики Саха (Якутия)

Устный доклад

Долгушина Марина Геннадьевна

Термин «романс» в отечественной музыкальной культуре первой половины XIX века

Устный доклад

Векслер Юлия Сергеевна

Новая музыка как историческая категория в немецкоязычном музыкально-теоретическом дискурсе после Первой мировой войны

Устный доклад

Вискова Ирина Владимировна

«История музыкальных инструментов» Курта Закса: проблемы инструментоведческой терминологии

Устный доклад

Григорьева Маргарита Александровна

О хроматическом стиле Иоганна Германа Шейна

Устный доклад

Жесткова Ольга Владимировна

Французская большая опера: историческая интерпретация термина

Устный доклад

Коробова Алла Германовна

Проблематика некоторых базовых понятий в современной теории музыкальных жанров

Устный доклад

Недлина Валерия

Этнические термины и категории в анализе произведений современных казахстанских композиторов

Устный доклад

Николаева Елена Алексеевна

Исторические метаморфозы passus duriusculus

Устный доклад

Нилова Вера Ивановна

Современная зарубежная сибелиана: терминологическая «перезагрузка»

Устный доклад

Панов Алексей Анатольевич,                        

Розанов Иван Васильевич

Старинная музыкальная терминология и современная исполнительская практика: проблемное поле корреляций

Устный доклад

Плотникова Наталья Юрьевна

Риторическая терминология в трактате Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика»

Устный доклад

Поспелова Римма Леонидовна

К проблеме «естественного отбора» в музыкально-теоретической терминологии

Устный доклад

Преснякова Инга Александровна

«Практическое руководство к сочинению музыки» И.Л. Фукса (1830) в переводах М. Резвого и Г. Арнольда: к проблеме становления русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в первой половине XIX столетия

Устный доклад

Пылаев Михаил Евгеньевич

Об истоках музыковедческого терминологического аппарата в русской музыкальной критике XIX века

Устный доклад

Умнова Ирина Геннадьевна

Музыковедческие термины в исследовательских и критических работах Сергея Слонимского

Устный доклад

Чон Вай Лин

(Cheong, Wai Ling)

Ницше о древнегреческих ритмах в «Тристане»

Ancient Greek Rhythms in Tristan and Nietzsche

Устный доклад

Шульга Ангелина Валерьевна

Терминологический потенциал наименования «соната» в Италии 1-й половины XVIII века

 

5 октября

 

Секция  «Музыковедческая терминология и тезаурус (композиторское творчество, концертное исполнительство, музыкальный театр, христианская певческая традиция)»

 

Краткое описание секции: секция ставит неординарную научную и в том числе методологическую задачу: рассмотреть терминосистемы, относящиеся к совершенно различным сферам бытования музыки, в единстве с целостными тезаурусами данных сфер. Тезаурус, таким образом, предстает в качестве "жизненного пространства", в котором в ходе истории выкристаллизовываются понятия и термины.

Мдивани Татьяна Герасимовна (организатор секции);

тематическая секция членов Ассоциации белорусских исследователей музыки при Белорусском союзе музыкальных деятелей Беларуси (Минск)

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Ганул Наталия Григорьевна

Опера-притча в ХХ веке: от метафоры к жанровой модели (к вопросу о терминологическом оптимуме)

Устный доклад

Горбушина Ирина Леонидовна

Неклассическая артикуляция в фортепианном исполнительском искусстве: вопросы терминологии

Устный доклад

Густова-Рунцо Лариса Александровна

Современная православная певческая практика: терминологический аспект

Устный доклад

Дубатовская Ольга Анатольевна

Сонорная фактура в хоровой музыке: параметры и их взаимодействие (термины, понятия, определения)

Устный доклад

Мацаберидзе Нелли Вячеславовна

Балет модерн — постмодернистский балет: вопросы терминологических корреляций

Устный доклад

Мдивани Татьяна Герасимовна

Нелинейная концепция музыки ХХ века: содержание понятия и композиторские реалии

Устный доклад

Савицкая Ольга Парфеновна

Понятие Sonata da chiesa в контексте историко-стилевой эволюции

Устный доклад

Цмыг Галина Павловна

Европейский хоровой концерт второй половины XVI — начала XXI вв.: вопросы понятийно-терминологического аппарата

 

5 октября

 

Секция «Терминология в музыкальной медиевистике»

 

Краткое описание секции: Посвященная очень старым музыкальным традициям Руси, Византии и Западной Европы, данная отрасль музыковедения в сущности является молодой, а значит, ее терминологические системы еще продолжают находиться в процессе становления, что ставит особую проблему аутентичной и исторически привнесенной терминологии.

 

Тип доклада (пленарный, устный, стендовый)

ФИО докладчика

Название доклада

Устный доклад

Гирфанова Марина Евгеньевна

К уточнению понятия «изоритмический мотет»

Устный доклад

Гусейнова Зивар Махмудовна

Терминологическая лексика древнерусских музыкально-теоретических руководств

Устный доклад

Гурьева Наталия Валерьевна, Тюрина Ольга Владимировна

Древнерусская певческая терминология в спецкурсе «История русской музыки XI–XVII веков» в Московской консерватории

Устный доклад

Дынникова Ирина Владимировна

Структурно-типологический метод в анализе богослужебных песнопений Русской Православной Церкви

Устный доклад

Елисеева Анна Александровна, Старикова Ирина Владимировна

Проблемы терминологии в византийском певческом искусстве

Устный доклад

Исхакова Саида Зауровна

Об особенностях возникновения и эволюции понятий «диафония» и «дискант» в западноевропейской музыкальной практике

Устный доклад

Наумова Наталья Игоревна

К понятию «votive antiphon» в английской духовной музыке эпохи Тюдоров

Устный доклад

Токарев Иван Андреевич

Проблема лада в ранней латинской гимнографии (гимны, секвенции, монодические кондукты)

 

Научная программа скачать

 



Научная программа